Конференция к 80-летию режиссера Владимира Кобрина
Ленфильм
16 октября 2022
Онлайн / Офлайн
|
16 октября 2022 / Ленфильм (Каменноостровский пр., 10)
Конференция «Кинематограф Владимира Кобрина: контексты и смыслы»
11:30
Регистрация участников
11:55
Открытие конференции
13:30 - 14:00
Общая дискуссия
14:00 - 15:00
Перерыв
16:30-17:00
Общая дискуссия
17:00
Закрытие конференции
программа
Андрей Парамонов: «От движения к превращению: об одной кинематографической модели Владимира Кобрина»

В серии «учебных фильмов» 80-х годов, посвященных различным явлениям и эффектам из области естественных наук, Владимир Кобрин нередко обращается к приему, который он называет «методом получения киноизображения с помощью бегущего луча».
В частности, в фильме «Физические основы квантовой механики», опирающийся на этот метод прием используется для создания визуального образа гейзенберговского соотношения неопределенности. Я попытаюсь показать, что предложенная режиссером модель выходит за рамки лишь технического приема визуализации абстрактного научно-теоретического представления, проявляясь в его поздних фильмах в характерном сдвиге визуального ряда от движения к превращению, жизни вещей в искусственно созданной среде.
Андрей Альбертович Парамонов, к. филос. н., руководитель сектора аналитической антропологии ИФРАН, доцент НИУ-Высшая школа экономики.
Евгения Самостиенко (Суслова): «Концепция природы и технологическое воображаемое в фильмах Владимира Кобрина».

В докладе предполагается рассмотреть вопрос о том, как научный дискурс формирует особые эстетические принципы, переопределяющие отношения субъекта и природы. В центре нашего внимания окажется кибернетика и ею задаваемый характер воображения. Фильмы Владимира Кобрина будут рассмотрены в свете понятия о технологическом воображаемом, которое на разных исторических этапах порождает не только особую прагматику, но и особый когнитивный режим, влияющий как на пластику эстетического дискурса, так и на пластику образа.

Доклад подготовлен в рамках НИР Н-469−992­021−2023 «Культурное наследие как часть комфортной окружающей среды» на базе Нижегородского госу­дарственного универс­итета им. Н.И. Лобач­евского по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Программа стратегического ака­демического лидерства «Приоритет 2030»).
Евгения Самостиенко (Суслова): к. филол. н., поэт, художница и исследовательница поэтического языка и медиа, преподаватель Школы Родченко, Лаборатории Транслит, ННГУ им. Н.И. Лобачевского"
Карина Караева: «Свист, хрип, ритм. Акустические структуры фильмов Кобрина».

Акустический коллаж в фильмах Кобрина — это, с одной стороны, критика научного текста, попытка иронически его остранить, с другой — высказывание об условности перехвата звука в его «идеальном» положении в совокупности нового — электронная музыка, и старого (музыка из фильмов Ч. Чаплина) и его стремление к современным форматам (от Ксенакиса к экспериментам в медиарте и визуальной поэзии). Кобрин обращается к речи умалишенных, уже на стадии монтажа понимая, что этот звук становится идеологическим и препарирует его в скрежет и свист, что по сути является попыткой выстроить психоделическую акустическую схему и превратить язык в мифологический объект.
Карина Караева, киновед, искусствовед, куратор, арт-критик, преподаватель, докторант Высшей Нормальной школы (Париж, Франция)
Алексей Сергиенко: «Между землей и космосом: образы пробуждения в фильмах Владимира Кобрина»

Фильмы Владимира Кобрина — опыт гипноза, манипулирующего сознательными и бессознательными мотивами зрительского внимания. Коллажи образных серий, микширование смыслов, их психоделические синтезы не оставляют завершенных эстетических форм, а скорее стремятся вскрыть предел наших перцептивных возможностей, пробудить непосредственный характер активного реагирования в проживании фундаментальных конфликтов времени / реальности.
Естественная магия кобриновской кинематографии в создании притяжений, аттракций, которым ретроактивно, но имманентно впечатлению оказываются вверены душевная конституция зрителя и ее судьба, воплощающая увиденное в способах существования по ту сторону экрана. Но возможно ли удержать вместе опыт зрительский и экзистенциальный, научиться навыкам ориентирования во времени, когда мир уже в прошлом, а настоящее переживает крах всех мировоззренческих установок?
Алексей Сергиенко, исследователь Центра практической философии «Стасис», аспирант Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Владислав Румянцев: «Шаги в Зазеркалье: палиндромы и доппельгангеры в (ди)симметричных структурах кобринского кино»

От античности и до наших дней симметрия ассоциируется с гармонией, красотой и, как следствие — истиной, посему соотносится с дискурсом науки и познания и служит средством организации хаоса и борьбы с энтропией. Кобринский кадр уже в ранних учебных фильмах тяготеет к симметрии, а в поздних работах эта структура цифровыми средствами доводится до энантиоморфной. Обладающие не только пространственной (внутрикадровой), но и темпоральной симметрией (ритмические повторы), фильмы Владимира Кобрина не столько обнаруживают тягу к вожделенной гармонии и равновесию, сколько приоткрывают странный «зазеркальный» мир радикального сомнения в самой способности культуры и цивилизации в лице Homo Sapiens к отражению (рефлексии) реальности. «С той стороны зеркального стекла» для вглядывающегося в него скрыто множество опасностей — встреча с темными двойниками, впадение в нарциссизм, непредставимость и ненужность Другого, умерщвление живых образов и идей в бесконечном тавтологическом повторе. Есть ли выход из Зазеркалья и как отыскать его в лабиринтах фильмов Кобрина? И кого взять в надежные проводники?
Владислав Румянцев, куратор, исследователь кино и медиа, магистрант факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Ольга Давыдова: «Третья реальность» цифровых миров Владимира Кобрина

Ученики Владимир Кобрина вспоминали: «Что-то он такое говорил про эту третью реальность, только я не помню, что именно». Это замешательство характерно;непонятно, как вообще можно описать реальность, не принадлежащую порядку привычного мира, тем языком, который только для этого мира и подходит. Кажется, что привычные категории больше не релевантны. В 1990е визуальная теория охвачена панической критикой «цифры»: подлинности конец, худшие предсказания Бодрийяра сбылись, индекс утрачен навсегда. К 2010 м критический запал сходит на нет, уступая место интересу к природе того, что так радикально отличается от привычного нам эмпирического мира. Кинематограф Кобрина, кажется, обходится без этой первой стадии паники и критики. В фильмах Кобрина, снятых после 1991 года, можно обнаружить те же мотивы, которые интересовали его и раньше: статичное и движущееся, движение органическое и механическое, живое и мертвое, пространство и время. Только теперь эти процессы происходят не в мире физических явлений, а в «третьей», цифровой реальности. С каким пространством, каким временем, какими феноменами мы имеем дело в этом случае? Как мы можем их описывать? Как созданные средствами CGI миры связаны с нашей привычной действительностью и с реальностью кино? Во время доклада мы попробуем ответить на эти вопросы.
Ольга Давыдова, исследователь кино и фотографии, преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ, факультета экранных искусств СПбГИКиТ, кандидат культурологии.
Выставка «Абсолютно из ничего: киноавангард Владимира Кобрина»
«Ленфильм» / Каменноостровский проспект, 10
14 сентября — 20 октября 2022
Время работы выставки — с 12.00 до 20.00